Компьютер и здоровье школьника

У школьников даже при не продолжительной работе за компьютером появляется зрительное и общее утомление. Работая за компьютером школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Часами играя в компьютерные игры, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах

оторваться от компьютера. Сегодня за компьютером сидят как младшие школьники  так и дети дошкольного возраста. Если это происходит в детском саду, то долго сидеть за компьютером им не дадут. Но дома  бесконтрольны. В итоге ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижается ниже нормы. Воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают  в дыхательные пути. Из-за повышенной сухости воздуха может появиться сухость и першение в горле.

Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 2-3 часов в день, для школьников младших классов — 30 минут.  Сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном  по многу часов. В компьютерные игры играют около  80% учащихся, постоянно играют  около 70%, от 4 до 10 ч в день – 14% и от 6 до 10 ч – 6 %. Большинству школьников, играющих в компьютерные игры, трудно оторваться от компьютерной игры и это уже говорит о компьютерной зависимости.

К признакам развития компьютерной зависимости относится, если школьник:
– готовит уроки и ест у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходит домой и сразу садится за компьютер;
– пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Большинство школьников компьютер предпочли спорту, прогулке, общению с другом, чтению и т.д.
В результате воздействия вредных факторов при работе на компьютере могут возникнуть различные заболевания глаз, позвоночника, внутренних органов, центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА

Необходимо  правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья школьника  может помочь. Мебель должна соответствовать  росту школьника. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть школьник должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Освещение должно быть естественным и искусственным. Рекомендуется работать в помещении, где окна выходят на север или северо-восток. Система освещения не должна создавать блики на поверхности экрана дисплея и увеличивать освещенность поверхности стола, клавиатуры и экрана (больше нормы). Недопустим яркий нерассеянный верхний свет (с потолка). Регулировать поток естественного света от окон следует с помощью жалюзи (или тканевых штор).

Чистота обязательна при работе на компьютере. Ежедневно следует проводить влажную уборку. Недопустима запыленность воздуха, пола, рабочей поверхности стола и техники.
Помещение (комната) должно быть оборудовано системами вентиляции, кондиционирования и отопления, а также обеспыливателями, устройствами, снижающими содержание в воздухе болезнетворной микрофлоры и обеспечивающими нормальный аэроионный режим.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

  • позволяет избегать перенапряжения мышц;
  • способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед.
Чтобы не травмировать позвоночник, важно:

  • избегать резких движений;
  • поднимаясь (садясь), держать голову и торс прямо.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.
Необходимо поддерживать такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи. Рекомендуемый угол наклона головы – до 20?.
В этом случае значительно снижается нагрузка на шейные позвонки и на глаза.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК И НОГ

Во время работы необходимо расслабить руки, предплечья держать параллельно полу, на подлокотниках кресла.

Кисти рук  без напряжения должны лежать на столе – на уровне локтей или немного ниже, запястья – на опорной планке.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, так как это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени – на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови и в ногах, и в позвоночнике из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на регулируемой подставке или на полу.

При ощущении усталости какой-то части тела необходимо сделать глубокий вдох и сильно напрячь уставшую часть тела, после чего задержать дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабиться; можно повторить.

При ощущении усталости глаз необходимо в течении 2-3 минут окинуть взглядом комнату, смотреть в даль ( в окно).

Если возникло резко общее утомление следует немедленно прекратить работу за компьютером.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УТОМЛЕНИИ

Эффективная профилактическая мера  при утомлении глаз - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому.

Упражнения для глаз.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  • Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

  • Моргать в течение 1-2 мин.
  • C напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  • В течение 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
  • В течение 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  • Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Упражнения для головы и шеи.

Эффект: расслабление мышц шеи.

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

Упражнения для рук.

Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.

  • В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья.
  • Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху.
  • Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны.
  • Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.
  • В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Эффект: избавление от усталости рук.

  • Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
  • Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
  • Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Упражнения для туловища.

Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

  • Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
  • Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.
  • Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
  • Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
  • На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.

 


Печать   Электронная почта